В свое время всерьез считали, что лоцманы указывают путь плохо видящим акулам, за что акулы содержат их, позволяя питаться остатками своей трапезы. Затем стало ясно, что подслеповатые акулы прекрасно компенсируют этот свой недостаток замечательным обонянием и совершенно не нуждаются в поводырях. Это обстоятельство послужило причиной того, что корни этого странного союза стали искать в роли лоцманов как санитаров, обслуживающих своего хозяина.
Лишь сравнительно недавно было установлено, что лоцманы движутся со скоростью акулы за счет самой акулы. Рыбешка плывет в пограничном слое своего хозяина. Более того на больших скоростях возникают гидродинамические силы, которые рыбешку стягивают назад к хозяину даже если она и захотела бы от нее уйти. Так что с лоцманами все более или менее ясно.
Но почему порой акулу сопровождают рыбы, размеров тела которых соизмеримы с размерами самой акулы, таких как прибрежные корифены, полосатые тунцы, элягаты... Здесь гидродинамическое объяснение не проходит, так как толщина пограничного слоя даже у самых крупных акул не превышает 20 см. А сопровождающих крупных рыб порой бывает так много, что из-за них нередко невозможно увидеть саму акулу. Вот как описывает это один исследователь. "Галапагосских акул иногда сопровождали стаи звездчатой ставриды или элягатов, которые непрерывно бросались на явно раздраженных акул, В одном случае крупная ставрида боднула небольшую акулу так, что она отрыгнула часть пищи, которую тут же проглотили проворные лоцманы". На самый пристальный взгляд не видно какой-либо обоюдной пользы от подобного содружества. Остатков акульих трапез так мало, что большие рыбы вряд ли соблазняться на них. Охотятся они тоже разными способами, и о взаимопомощи в добыче пищи не может быть и речи.
Одна особенность привлекла внимание. Белоперые акулы - рыбы открытого океана, а "свита" - крупная рыба прибрежных вод. И сопровождение ими акул отмечены только в прибрежных водах. И тогда возникла мысль, что это - не почетный эскорт, а своеобразный способ выпроваживания нежелательного конкурента, заплывшего в чужие территориальные воды. Тем более таких эскортов не отмечено у прибрежных акул, которые здесь "свои". Это объяснение снимает вопрос, почему в подобных "свитах" отсутствуют типичные океанические рыбы, как корифены. То есть, у рыб есть также, как и у наземных животных своя собственная территория, на которую чужаков не пускают.