Что такое "Летучий Голландец"?

Этот призрачный корабль впервые появился в полярных водах, в воображении отчаянных бродяг Севера - викингов. И не только в воображении, но об этом позже.

Вначале это был "Скидбладхнир" - корабль самого бога Одина. Это был необычный корабль: он был велик, как положено кораблю такого божества, но в то же время он мог быть настолько малым, что его можно было переносить в сложенном виде. Необычным был и "Наглафар", постоенный из ногтей метрвецов. Поэтому у мертвого викинга необходимо обрезать ногти, чтобы стороительного материала для рокового судна не хватило, и тем самым был бы отсрочен его приход, который ничего радостного не сулил.

Сюда же следует отнески и необычный дракар без команды с алым парусом, который вывез в Данию Шолля - "царя, вышедшего из моря". И никто не знает, куда он отправился, ведомый богами, в последний путь, когда на его борт был возложен мертвый герой, как положено, среди дорогого оружия, золотых и серебрянных щитов.

Но если боги имели такие корабли, то дьявол тем более должен иметь их в избытке! Тем более команды для такого судна всегда будет в избытке - на море всегда хватало лихих людей, неоднократно проклятых богом и людьми за свои злодеяния. И "дьявольский адмирал" не заставил себя долго ждать. Это голландец Ван-дер-Стреттен - "Великий Прыгун". Он поднимает свой зловещий флаг на призрачном корабле, и корабль на всех перусах мчится по морю, не взирая на ветер, наводит ужас на моряков.

У Прыгуна не было недостатков в предшественниках - на северных островах, особенно на о. Готланд всегда было в избытке веселой братии, грабивших суда, бесчинствовавших в море. Этих "джентльменов удачи" называли "прыгунами смерти". Лишь тогда, когда главарем корсаров был Сортебеккер, гамбургскому адмиралу Симону Дутрехту удалось навсегда покончить с "прыгунами смерти". А Сотребеккер превратился на море в Вечного Жида, обреченного скитаться на океану до Страшного Суда. Как и Вечный Жид - Агасфер, он время от времени появляется у той или иной церкви.

"Летучий Голландец" возник, скорее всего, в XV веке; наибольшее распространение легенда о нем получила в XVIIIвеке. Этот корабль появлялся чаще всего в таких проклятых Богом и моряками местах, как мыс Доброй Надежды, мыс Горн и других. Невозможно было пересчитать членов его команды, которые были или скелетами, или тенями; юнга, попытавшийся обойти его по борту вернулся в исходное место глубоким стариком.

"Огибая мыс Горн, клиппер "Тексада" встретил "Летучего Голландца", и всех, находившихся на борту охватил ужас. Несколько дней спустя 5 матросов были смыты волной, шестой упал с мачты и разбился, капитан покончил с собой, а когда корабль прибыл в Хоббарт, желтая лихорадка унесла три четверти экипажа! Стоит ли этому удивляться? Ведь "Тексада" чуть не врезалась в призрачный корабль!" Так писал А.Савиньон.

Не мудрено, что много романтических произведений было порождено этим поверьем. Г.Гейне писал о капитане, связвнном с самим Деви Джонсом - дьяволом. Капитан любит женщину, каждые 7 лет он пристает к берегу, празднует пышную свдьбу, но повинуясь своему могущественному господину вновь возвращается на корабль и продолжает скитаться...

Легенда о мятежном капитане вдохновила Р.Вагнера на создание оперы "Летучий Голландец".

Кроме Гейне об этом корабле писали С.Колридж, В.Гауф, Р.Киплинг...

Что же кроется за этой легендой? Есть ли хоть какие-то основания для нее?

Оказывается, есть. Правда, утверждают, что первым "Летучим Голладцем" был... португалец. В течение всего XV века моряки принца Генриха-Мореплавателя стремились обогнуть южную оконечность Африки. Это были Нуньо Триштан, Альвизе Кадамосто, Диего Кан, Диего Гилиз, По Фернандо. Но удачливым оказался Бартоломео Диаш; именно он в 1488 году на трех кораблях отправился в "Страну пряностей". На широте 330 ю.ш. корабли попали в страшный шторм, и чтобы суда не были разбиты о прибрежные скалы, Диаш приказал им выходить в открытый океан. Буря выносила корабли на юг, а когда шторм утих, Диаш велел взять курс на восток. Капитан поклялся, что если он обогнет проклятый мыс, то будет плавать до тех пор, пока с ним не случится то, что повелел Бог. Даже недовольство, ропот команды не смог заставить его повернуть назад. Упорство победило, и португалец первым обогнул этот проклятый мыс. Но следовать дальше взбунтовавшаяся команда категорически отказалась, и суда повернули домой. Этот мыс, который стоил ему таких трудов, он назвал Кабо Торментозо - Мыс Бурь. Но король Жуан II, выслушав доклад Диаша, велел переименовать мыс в мыс Доброй Надежды. Это была надежда наконец-то достигнуть берегов Индии.

Но рассказы моряков об отважном и упорном капитане породили легенду о том, что за свою дерзость и страшную клятву Диашу было предначертано стать вечным рабом Кабо Торментозо.

Легенда получила мощное подтверждение после того, как Диаш 29 мая 1500 года вновь вышел в море, чтобы пропасть без вести у открытого им Мыса Бурь.

Кроме того, что моря изобиловали пиратами, на Севере были особенно часты были миражи. Миражи вообще не такая уж редкость на море, но именно в северных водах люди раньше всего столкнулись с ними. Кроме того, атмосферные условия там наиболее благоприятны для возникновения марева.

Один наиболее интересный вид миража - возникновение оптических волноводов, своеобразных световодов, которые могут сформироваться над водной поверхностью. Такой световод способен передать изображение реального корабля, который будет реально увиден всеми, даже заснят, если у кого будет в этот момент фотоаппарат. Причем, на определенном расстоянии от реального корабля-оригинала может быть сформирована его голограмма, которая будет полностью соответсвовать оригиналу, корабль-призрак может быть опознан как реальный, что неоднократно случалось. Так один моряк в "Летучем Голландце" узнал корабль своего отца, который действительно в этот момент был в море, но корабли находились далеко за пределами прямой видимости, на расстоянии нескольких сотен миль друг от друга, как было установлено по записям судовых журналов.

Кроме того, природный оптический канал не является идеальным, поэтому действительно встреченный корабль-призрак может иметь причудливые очертания и невероятные размеры. И он действительно, будучи реально видимым всеми, может на всех парусах идти против ветра, что еще больше вселяет ужас в сердца моряков. Мираж, к тому же может быть верхним, и тогда корабль представится летящим над волнами.


Мир вопросов
Hosted by uCoz