В марте 1906 г публика, отдыхавшая и просто гулявшая на побережье Антиба (Франция), были поражены тем, что плавающая в море модель миноносца загадочным образом маневрировала без какой-либо посторонней помощи. Корабль описывал петли, дуги, менял скорость, вплоть до полной остановки и т.д.
Создателем этой модели был французский ученый и инженер Э.Бранли, который давно был неравнодушен к электромагнитным волнам. Еще в 1975 году он в неуютной лаборатории в здании бывшего монастыря он занимался тем, что искал способы обнаружения и регистрации электромагнитных волн. 57 лет он проработал в стенах этой бывшей монашьей кельи.
Ученый обратил внимание, что волны Герца действуют на железные опилки. Если они находятся в горизонтально лежащей трубке в беспорядке, то они являются плохим проводником тока. Но как только на них попадают волны, обнаруженные Герцем, , опилки выстраиваются, как солдаты, а между ними проскакивают искры. Искры приводят к местному спеканию опилок, и они становятся хорошими проводниками тока. Этот прибор, созданный Бранли в 1890 году он назвал когерером. Стоило включить трубку с опилками в электрическую сеть со звонком или лампочкой, как прибор являлся индикатором электромагнитных волн. При действии на него волны звонил звонок или загоралась лампочка.
Именно когерер оказался "сердцем" первого радиоприемника. Правда, он обладал существенным недостатком - после каждого акта регистрации трубку необходимо было встряхивать. И потребовалось еще пять лет, чтобы А.С.Попов (1859-1905) присоединил к когереру молоточек Вагнера, который, с одной стороны ударял по колокольчику звонка, а с другой - по трубочке когерера, встряхивая ее.
Но Бранли уже не интересовал "беспроволочный телеграф", к созданию которого он имел прямое отношение. Его интересовала телемеханика. Он писал: "Если мы уже приводим в движение аппарат, который пишет, то почему же нам не6 привести в движение аппараты, освещающие, вращающиеся или поднимающие?"
После длительных опытов, в которых ему оказывали помощь молодые инженеры Лаланд и Дево, удалось построить первый в мире телекправляемый механизм. Это была модель миноносца, на которой предусматривалась система телеконтроля. Все механизмы были соединены с радиопередатчиком. Каждой команде соответствовала определенная буква азбуки Морзе, которая передавалась в момент включения того или иного механизма. Это была система контроля. Механизм мог управляться даже с расстояния 10 км. И это все уже спустя 11 лет после изобретения радио! Интересно, что термины "телемеханика", "управление на расстоянии" были предложены и использованы Бранли еще в 1905 году.
Стоит отметить, что под конец своей жизни Бранли проклинал свое изобретение когерера, так как именно он был зародышем того, что в последствии привело к появлению приемников, которые со всех сторон трещали, говорили...
- Я этого не хотел, - говорил 94-летний ученый в своем интервью в 1938 году.