Чем чреват удар молнии в самолёт?

Случаи удара молний в самолёты не так уж редки, особенно если самолёт проходит через облако или вблизи него. Порой сам самолёт провоцирует появление молнии настолько, что молнии возникают только после того, как самолёт появляется в облаке, где до его появления никаких разрядов не было.

В основном молнии били в самолёты, которые пролетали в кучево-дождевых или в кучево-слоистых облаках. Особенно вероятен удар при пролёте через дождь, смешанный со снегом, градом или крупой на высотах 1300-3000 метров.

Удару молнии, как правило предшествует появление огней Св. Эльма, которое возникает за секунды или за несколько минут до удара. Но известны случаи, когда самолёт летел несколько часов в ауре этих огней, пока в него не ударил грозовой разряд. Самолёт в ореоле сияния Св. Эльма представляет собой захватывающее зрелище: от его винтов, кромок плоскостей отходят светящиеся полосы длиной до 3-5 метров и до 10 см в ширину. Призрачные, иногда сияющие венцы окружают моторы, порой светятся сверху донизу стекла кабин.

Попадая в самолёт, молния избирает самый длинный из всех возможных путь и чаще всего проходит от одной выступающей точки до другой, ей противоположной; может пройти через антенну и вывести из строя радиоаппаратуру, если антенна не заземлена на корпус. Разряд избирает такой путь, чтобы закоротить как можно большую толщу воздуха, которая в отсутсвие самолёта представляет для разряда существенное сопротивление.

Наиболее уязвимыми являются все выступающие части самолёта - крылья, антенны, элероны, хвост и пр. Особенно опасен удар при наличии конструкций, когда между металлическими деталями нет надёжного электрического контакта. Для цельнометаллических самолётов удар молнии не представляет особой опастности, однако разряд модет вывести из строя навигационное оборудование, особенно магнитные компасы, испортить радиосвязь.

Опастность представляют и ослепительные вспышки молний, который в состоянии на несколько минут ослепить пилотов, лишить их способности видеть приборные щитки. Самолёт на некоторое мгновение может оказаться без управлениея, и именно в тот самый момент, когда на пути окажется сильный вертикальный поток воздуха или вихрь. В результате такого вихря или потока машина может быть сброшена на 800-100 м вниз или резко поднята почти на 2000 метров.

Учитывая всё это, пилотам рекомендуется избегать встречь с грозой, а если невозмодно избежать встречи с облаком, то целесообразно пролететь под облаком метров на 500 ниже его границы на высоте около 1500 м, избегая встречи со шквальным воротником облака.


Мир вопросов
Hosted by uCoz