Почему обладает определенной жесткостью организм, который, по сути, состоит из мягких клеток, каждая из которых сама по себе необходимой жесткостью не обладает? Считается, что необходимую жесткость, каркас, организму придает некое поле. Впервые мыслит такого рода высказывал еще в двадцатых годах А.Г.Гурвич. Он впервые высказал идею существования "биологического поля". Но это была всего лишь идея, которая не имела никакого ни экспериментального, ни теоретического обоснования.
Проведенные в более позднее время, а именно на рубеже шестидесятых и семидесятых годов в Новосибирском государственном медицинском институте исследования показали, что на всех уровнях процессы жизнедеятельности сопровождаются или определяются различными колебаниями очень широкого спектра - от инфразвука до ультразвука исключительно высокой частоты, измеряемой мегагерцами. Естественно было предположить, что к этим колебаниям не может быть безразличным митоз клетки - ее деление.
На начальной стадии деления "профазе" клетка округляется, а вокруг нее вдруг появляется своеобразная реснитчатая кайма, напоминающая корону. В следующую фазу появляется перетяжка, которая делит исходную, материнскую клетку на две дочерние, а "корона" заметно уменьшается, и затем полностью исчезает.
В электронный микроскоп ворсинки короны напоминают солнечные протуберанцы, а моделируются они каплями вязкой жидкости, которая помещена на столик вибростенда. На то, что здесь действительно имеется вибрационное поле указывают мелкие концентрические волны, исходящие от делящейся клетки. Волны тотчас исчезает, когда клетка гибнет. Оценка частоты отмечающихся колебаний показывает, что их частота измеряется мегагерцами.
Между двумя вибрирующими или колеблющимися в жидкости телами возникают гидродинамические силы, которые, в зависимости от соотношения фаз колебаний заставят тела притягиваться или отталкиваться (эффект Бьеркнеса). В процессе митоза принимают участие несколько типов вибраторов, поэтому акустическое поле клетки имеет исключительно сложную структуру. Но это поле распределяет должным образом элементы клетки и ядра (некое подобие фигур Хладни).
Ядро, согласно представлениям исследователей, является излучателем акустических колебаний. Излучаемые волны идут в цитоплазму, частично отражаются от клеточной мембраны, частично проходят через нее, вызывая на внешней поверхности клетки корону ресничек.
Но Гурвич в своих рассуждениях предполагал существование коротковолнового клеточного излучения. Более того, он открыл митогенетические лучи - свечение делящихся клеток.
Но авторы этих работ считают, что "для живой природы силовые поля акустического происхождения имеют исключительное преимущество. Давайте представим себе, что для каких-то процессов в клетке природа использовала магнитные и электрические поля. В этом случае живые клетки обречены на гибель из-за постоянных "шумов" со стороны внешней среды. При акустических механизмах взаимодействия живые клетки лишены этих недостатков и легко могут экранироваться биологическими мембранами".
Бесспорно, ритмика организма, в том числе и акустические колебания самого широкого спектра крайне важны для организма, особенно развивающегося. Ведь давно уже замечена роль сердечного ритма матери для нормального развития малыша. Именно поэтому матери держат ребенка чаще всего в левой руке, где ему легче всего ощущать ритмику ее сердца. В этом, очевидно причина того, что в порыве эйфорических чувств люди прижимаются друг к другу. Даже домашнее животное старается прижаться к любимому хозяину.
Хотя свечение клеток новосибирские ученые считают вторичным явлением, сопровождающим акустические процессы, целый ряд фактов говорит об обратном. Так, белорусские ученые давно исследовали интересное явление в мире растений. Нередко бросалось в глаза то, что ветви растущих рядом деревьев, особенно хвойных, находящиеся в промежутке между стволами претерпевают странное воздействие друг на друга. Они "отталкиваются" друг от друга, подобно тому, как ведут себя одноименные силовые линии магнито- или электростатического полей. Учеными был проделан такой эксперимент. Выбирались два молодых растущих рядом деревца и на их стволах с внутренней стороны делались соскобы коры один против другого. Спустя некоторое время стволы разворачивались таким образом, чтобы повреждения ни в коем случае не были ориентированы один против другого. Явление отмечалось, когда между деревьями помещались полиэтиленовая пленка или кварцевое стекло, но исчезало, когда их метро занимало обыкновенное стекло, которое, как известно, не прозрачно для ультрафиолетовых лучей. Этими митогенетическими лучами клетки в процессе восстановления нарушенного участка убивают болезнетворные микроорганизмы.