Много лет кипят жаркие споры вокруг куска льняного полотна хранящегося в городе Турине. Ученых ставит в тупик отпечатавшаяся на ткани фигура человека. Такое изображение, оказывается нельзя получить ни одним из известных науке способов. Для людей верующих это служит подтверждением подлинности реликвии: по преданию в эту ткань завернули тело Христа после распятия. Если это так, то возраст плащаницы должен быть около двух тысячелетий.
Однако, в 1987 году группа ученых по благословению Ватикана провела исследование ткани по методу радиоуглеродного датирования. Результаты этой проверки, казалось бы однозначно развеяли миф о великой святыне. Исследователи вырезали из плащаницы квадрат размером 4х4 см, разделили его на четыре части, оставили одну для контроля в Ватикане, а три развезли по различным лабораториям: в Оксфорде (Англия), Цюрихе (Швейцария) и Туссене (США). Результаты их исследований приблизительно совпали - двадцать один эксперт из трех лабораторий поставил свою подпись под документом, в котором говорилось, что плащаница сделана в XIV веке, а вовсе не в первом, как верят христиане, и независимо от того, как получилось изображение, в это полотно не мог быть завернут Иисус Христос. Западные специалисты, которые раньше придерживались религиозной точки зрения, уже были готовы признать свое поражение.
На помощь пришел ученый из России - доктор биологических наук Дмитрий Анатольевич Кузнецов. Он не был богословом, а получил известность как специалист в химии полимеров и руководитель Седовской лабораторией, названной так в честь выдающегося отечественного математика и философа Евгения Александровича Седова. Кузнецов работает как приглашенный профессор в Лос Анжелесе - читает курс биополимерной химии текстиля. Увлечение мистикой не было свойственно Кузнецову. Наоборот, при встрече с ним обескураживает холодный блеск его ума, не согретого горячей верой.
"Мои представления о плащанице складываются из трех независимых проблем - говорит Дмитрий Анатольевич. - Когда было сделано полотно, как на нем получилось изображение человека, и кто, собственно, изображен: Иисус Христос или другая личность.
Я считаю, что ответ на первый вопрос может быть найден научными методами. Во втором вопросе я не силен, но знаю - физики пока на него ответить не могут. Третий вопрос, я убежден, ничего общего не имеет с наукой и является вопросом исключительно веры. Моя специальность позволяет судить о первой проблеме."
Не менее дорожит своей репутацией соратник Кузнецова - Андрей Александрович Иванов. Он кандидат технических наук по специальности "спектрометрия", плодовитый изобретатель, удачно дополняющий своими практическими находками фундаментальные исследования своего маститого соавтора.
Странно, что крупные специалисты не учли в своих работах известные факторы, которые могли вызвать эффект омоложения плащаницы. Некоторые из них были открыты именно в лаборатории Кузнецова. Об этих факторах Кузнецов докладывал на Международной конференции по радиоуглеродному датированию, которая проходит в Англии. Доклад вызвал настоящую сенсацию. После него к Кузнецову подошел известный химик Гилберт У - вице-президент Национального географического общества и член подкомиссии по изучению Туринской Плащаницы Папской Академии наук. Маститый ученый предложил своему коллеге подключиться к исследованию.
Было решено получить в модельных исследованиях ответ на вопрос: возможно ли изменение изотопного состава льняной ткани в результате пожара, когда она подвергается термическому и газовому влиянию. Вопрос возник неслучайно. Известно, что в 1532 году плащаница сильно пострадала во время пожара в монастырском храме города Шамбери герцогства Савойского. Ткань во многих местах получила ожоги; от воды, которой тушили огонь, остались серые пятна. У герцогов Савойских - впоследствии королей Италии - были хорошие летописцы. Они очень подробно задокументировали все обстоятельства того пожара. Это и давало возможность воспроизвести их в лабораторных условиях.
Пламя бушевало около шести часов. В течение этого времени монахи пытались спасти плащаницу, обильно обливая холодной водой накалившуюся в огне серебряную раку, где хранилась святыня. Известно, как была сложена плащаница и до какой температуры раскалилась рака - ведь ткань была обожжена расплавившимся серебром, точка плавления которого 960 градусов по Цельсию.
Основываясь на этих данных, обратились за помощью в Высшую инженерно-техническую пожарную школу в Москве и аналогичные учреждения в Лионе. Обе академии реконструировали условия пожара, подсказали возможную концентрацию углекислого и угарного газа, паров воды и катионов серебра. По этим данным была воссоздана газовая смесь, которая подавалась в термостат, где находилась ткань. Обрабатывая таким образом различные кусочки текстиля, среди которых был и образец, сотканный две тысячи лет назад. Эту ткань нашли во время раскопок в Израиле - быть может именно в такую ткань и был завернут Иисус Христос.
Результаты экспериментов оказались ошеломляющими. Под воздействием смоделированных условий содержание C13 и C14 в нитях намного увеличилось, что с точки зрения метода радиоуглеродного датирования означает резкое омоложение ткани. Вывод - предыдущие исследования, определившие возраст Туринской плащаницы, могли сильно занизить его.
Русское открытие было подано в западных средствах массовой информации, в том числе и в авторитетных научных изданиях - американском "Журнале аналитической химии" и английском "Журнале археологической науки", как абсолютная сенсация.
- Каков же, по вашему мнению, максимальный возраст плащаницы?
- Два тысячелетия. Но, повторяю, наша модель требует доработки, Надеюсь, мы получим возможность довести эти исследования до конца.
Выводы российского учёного получили неожиданное подтверждение со стороны американских исследователей. Они исследовали пыльцу растений, которую удалось снять с плащяницы. Анализы показали, что эта пыльца происходит из Ближнего Востока, растения обычны для Иерусалима, возраст пыльцы хорошо соотносится со временем распятия Христа.
М.Дмитрук. Тайны древнего холста. Труд, N 55, 1996