В сердце Микронезии к северу от экватора находятся Маршаловы острова; архипелаг состоит их нескольких сотен маленьких островов, атоллов и рифов. Среди них есть и носящий имя Понапе - покрытый вечной зеленью, пальмами, банановыми деревьями, с одним-единственным каменным зданием - баптисткой церковью. Остальные строения - бамбуковые хижины. В теплых водах лагуны на укрытых под водой коралловых рифах некогда был построен каменный город с храмом, крепостными стенами, дворцом, соединенными друг с другом каналами. Эта поистине Венеция Микронезии, но к настоящему времени она брошена и разрушена, и только буйная тропическая растительность покрывает строения. Кто и зачем построил этот единственный в Океании город? По чьей воле? Как происходило это строительство, для которого требовалось не одно десятилетие? Кто владел этим городом? Куда делись его былые хозяева и откуда они здесь появились? Пока никто не знает ответов на эти вопросы. Легенда гласит, что город построили два брата Олосип и Олосол, прибывшие сюда из далекой страны на огромном корабле. Они отличались могучей силой: они творили чудеса, стоило им поднять руку, как укрощалась морская стихия. От этих братьев пошла династия Сауделеров, которые были столь деспотичными и жестокими, что навлекли на себя кару богов. Исокалакал, сын бога-громовержца, покарал последнего тирана, убив его. А освобожденные жители Нан-Мадола предпочли навсегда покинуть это страшное место.
Знаменитый путешественник и этнограф Мирослав Стингл поведал о поразительных вещах, связанных с Нан-Мадолом. Ни один из многочисленных вопросов, которыми задаются как опытные ученые, так и дилетанты, до сих пор остается без ответа, а эпитет "загадочный" неотъемлемая часть описания как самого острова, так и Нан-Мадола.
Первым европейцем, которому в 1896 году удалось побывать в Нан-Мадоле, был англичанин Ф.Кристиан. Он составил подробный, хотя и не совсем точный план шестидесяти из 92 искусственных островов архипелага. Вспыхнувшее антиколониальное восстание заставило его срочно прекратить работу.
Спустя 11 лет остров и Нан-Мадол посетил губернатор Маршаловых островов Берг. Островитяне предупредили его, что ни в коем случае не следует посещать священный город. Но никакая сила на свете не могла остановить представителя его величества кайзера Вильгельма (острова в то время принадлежали Германии).
Естественно, что наибольший интерес губернатор проявил к усыпальнице Сауделеров и к ее богатствам. Он даже успел проникнуть внутрь и тот час же бросился к богато украшенным саркофагам. И когда его одежда задела один из них, то гроб отозвался таким звуком, какой извлекают из огромной морской раковины, когда дуют в нее изо всех сил. Этот звук потом всю ночь преследовал губернатора, а на утро его нашли мертвым. Причину его смерти не смог установить ни один их колониальных немецких врачей, бывших в то время в Понапе.
С начала века до 1945 года японские власти, под чьей опекой находился Понапе, не допускали в мертвый город ни одного путешественника или ученого. Они вывезли хранившиеся в гробницах мумии. И тогда же было установлено, что владыки Нан-Мадола были людьми рост которых существенно превышал рост микронезийских жителей. Так появилось предположение, что владыки были пришельцами. Но откуда?
После второй мировой войны Понапе попал под протекторат США. До 1963 года малочисленные экспедиции не смогли пролить свет на вопросы.
В момент, как только ступаешь на первый искусственный остров, в сопровождении лодочника, поражаешься обилию крокодилов, которые плавают тут в изобилии. Лодочник перед отплытием взял большой камень.
- Старый обычай, - объяснил он. - Во времена Нан-Мадола здесь жили две страшные акулы. Если какой-либо знатный проситель из дальней провинции искал аудиенции у правителя, он должен был бросить в воду камень с крепостной стены, и пока акула его заглатывает, он должен был переплыть расстояние до дворца.
Второй остров - Остров Воинов - самый большой на искусственном архипелаге. Он поражает не только грандиозностью строений, сколько огромными базальтовыми плитами, из которых эти строения построены. Плиты грубо отделаны, вес каждой около пяти тонн. И таких монолитных блоков в Нан-Мадоле насчитывается несколько десятков тысяч. Крепостная стена сооружена из каменных блоков и имеет три метра в ширину и более десяти в длину. Согласно преданиям, блоки переносились сюда огромной птицей и огромным кораблем. На Острове Воинов имеется нечто вроде европейского средневекового замка, где скрывались во время войны властители Саудепериты со своим семейством и челядью.
Канал крокодилов выводит к Острову Крокодилов. Входим в главные ворота, в которые прежде могли входить только мужчины. На огромном плоском камне они оставляли свои копья. Другой большой плоский камень служил местом казни. Провинившегося привязывали к нему и оставляли под палящим тропическим солнцем без еды и питья. Два специально обученных попугая сидели по две стороны головы приговоренного, охраняя его. Смерть наступала через сутки.
Тут же находится и небольшое искусственное озеро, на гладкой поверхности которого, как в магическом кристалле средневековья жрецы видели то, что происходило, например, в лагере противника.
Но главным культовым местом в Нан-Мадоле был Остров Змей. Они и теперь в изобилии обитают тут, особенно в священном бассейне, размеры которого 20х20 метров, расположенном в полу огромного храма. В отличие от нынешнего времени, когда змеи питаются бог весть чем, жрецы кормили жареным мясом черепах. По тому, как змеи ели, жрецы предсказывали те или иные события.
Интерес историков привлекли печи; по радиоуглеродному анализу удалось установить, что в последний раз они использовались в 1285 году.
В глубине искусственного архипелага имеется Остров Мертвых. После смерти покойника натиралось бальзамом из кокосового масла, эссенции и рыбьих костей, заворачивалось в рогожи и помещалось в саркофаг. Здесь завершался жизненный путь тела, пока его душа пребывала трое суток под покровом каменного склепа. Затем, после трехдневной церемонии, она отправлялась сначала на ближайшие острова, затем за океан, а потом вообще, в космические дали.
Путешествие на Нан-Мадол буквально ошеломляет числом возникающих здесь вопросов и загадок. Что представляет собой Нан-Мадол? Его нельзя назвать великолепным, но, безусловно, многое здесь волнует, поражает воображение. Если уединенный микронезийский остров Пасхи поражает своими каменными истуканами, то тут перед нами предстает целый фантастический город, построенный на 92 искусственных островах! Кроме того, все свидетельствует, что то, что предстает пред глазами не является всем Нан-Мадолом. Под волнами скрыт еще один мертвый город, полный легенды и таинственных сокровищ. В годы перед второй Мировой войной японцы вывозили оттуда массивные платиновые саркофаги для стабилизации платежного баланса. Сейчас они принципиально избегают обсуждать этот вопрос. Затем Микронезия стала ареной жесточайших сражений и интерес к платиновым гробам пропал. Вся эта зона впоследствии стала районом активных ядерных испытаний и полностью находилась под контролем американских военно-морских сил.
Возникает вопрос: откуда на островах, лишенных каких бы то ни было полезных ископаемых, взялась платина?
Загадка происхождения Нан-Мадола усиливается еще и тем обстоятельством, что его строения лишь отдаленно напоминают сооружения Центральной или Южной Америки; специалисты с определенностью утверждают, что американские индейцы к созданию Нан-Мадола не имеют никакого отношения. Сооружения Понапе скорее напоминают сооружения Южной Азии, такие, как скрытый в джунглях Кампучии Ангкор. Здесь здания и сооружения выполнены из таких же базальтовых плит, такая же техника кладки и прочее. Роднит их и то, что как Нан-Мадол, так и Ангкор были покинуты своими жителями внезапно без каких-либо серьезных причин.
Известный этнограф, специалист по культуре и быту полинезийцев, Максимилиан Браун полагает, что в Тихом океане некогда существовал обширный континент или расположенных недалеко друг от друга островов, архипелагов, которые затем исчезли под водой. Острова были заселены, а Нан-Мадол был столицей метрополии. По оценке ученого для постройки города население должно было бы в двадцать пять раз превышать число современных жителей Микронезии. После какой-то страшной катастрофы основная часть обитаемой земли погрузилась в море, жители навсегда покинули жалкие острова. Сейчас на островах остались лишь жалкие остатки былого населения.
Профессор Браун приводит еще одно доказательство существования в прошлом империи - на Каролинских островах Валеаи, расположенных в 1500 км от Понапе, он открыл письменность, которой пользовались вождь племени и пятеро его приближенных. Все остальное население пользовалось совершенно другой азбукой. Отсюда делается вывод, что эта реликтовая письменность была средством общения вождей провинций с администрацией столицы.
Эта мысль вызывает множество возражений; некоторые даже считают, что Браун сам изобрел эту письменность. Так это или нет, но Нан-Мадол все же существует со всеми своими загадками.
Космос, № 7,1979, стр. 12-14