Действительно, кровь человека и животных имеет вязкость, сопоставимую с вязкостью глицерина.
Еще в 1661 году Марчелло Мальпиги, а спустя некоторое время и Антони Левенгук обнаружили в живой ткани микроскопические капилляры, а затем красные кровяные тельца, которые так и были названы по-гречески - эритроциты - "красные клетки". Они-то и составляют основной объем клеток, содержащихся в крови, и придают ей красный цвет. Кровь, таким образом, является суспензией, где ее клетки составляют почти половину объема, что является показателем гематокрита или гематокритом. Для человека эта объемная норма равна 45.5%.
Течение суспензий не может быть удовлетворительно описано методами обычной гидродинамики. Будь упомянутые клетки твердыми частицами таких же размеров, вязкость крови возросла бы в 500 раз.
Но удивительным является то, что кровь течет; и при указанном гематокрите ее вязкость лишь втрое превышает вязкость воды, а при гематокрите 85% она лишь в 50 раз превышает вязкость воды.
Красные кровяные тельца в обычном состоянии имеют вид двояковогнутой линзы, то есть, представляют собой диск диаметром в 8 микрон, вогнутый с обеих сторон в середине. Максимальная толщина диска - 4, минимальная - 2 микрона. Внутри оболочки эритроцита находится его жидкое содержимое - цитоплазма. Ядра у эритроцита нет.
Это строение клетки позволяет ей по мере надобности менять свою форму в процессе движения. Особенно при движении в узких капиллярах, диаметр которых меньше диаметра эритроцита. Здесь она принимает обтекаемую форму пули и движутся согласованно, друг за другом.
В обычных кровеносных сосудах движение эритроцитов опережает движение крови в целом. Это происходит вследствие того, что эритроциты при движении крови концентрируются в центральной, наиболее быстрой части канала.
Живет эритроцит только 4 месяца, после чего погибает, и печень и селезенка изымают их из кровообращения. Стареющий эритроцит не способен пластично менять свой объем, как это делают молодые или зрелые, поэтому с возрастом попадание старых клеток в узкие каналы становится все менее вероятным. Погибающие клетки током крови относятся к селезенке - "кладбищу эритроцитов".
Мембрана эритроцита очень прочна и пластична; она способна как бы переливаться, приобретая ту или иную форму. Таким образом, клетка оказывается псевдожидкой, что при ее движении не оказывает сильного сопротивления движению.
Так как при нормальном движении крови скорость движения максимальна в центре и практически нулевая у стенок, то разные части диска эритроцита оказываются под действием слоев, движущихся с разными скоростями, то эритроцит начинает катиться. Но движется эритроцит не как колесо, а как гусеница трактора.
Таким образом, текучая мембрана практически не создает гидродинамического сопротивления, и кровь имеет гораздо более низкую вязкость, чем следовало бы ожидать, будь эритроцит твердым или эластичным.
Исследования показали, что красные и белые кровяные тельца и другие элементы крови несут на своей поверхности отрицательный электрический заряд. И на внутренней поверхности кровеносного сосуда образуется заряд такого же знака. Таким образом, частички крови и ее элементов не соприкасаются со стенками сосудов.
В случае если сосуд нарушается, как в этом месте заряд меняется на противопложный, и отрицательно заряженные частицы крови немедленно оседают на этом месте и закупоривают дырку. Более того, создающаяся разность потенциалов приводит к коагуляции коллоидных частиц, что процес заживления еще больше ускоряет.
В дополнение к сказанному следует отметить, что в последнее время установлена еще одна подробность движения крови. Оказалось, она движется не прямым потоком, как до этого считалось, а ее частицы в процессе движения имеют спиральные траектории, то есть, ее поток закручивается. Этот поток, как считают авторы этого открытия др м.н. В.Захаров и академик РАМН В. Шумаков, не позволяет частицам крови слипаться и предотвращает образование тромбов. Установлено также, что потоки в большом и малом кругах кровообращения вращаются в разные стороны.